Москва, 7 ноября По расчетам экспертов компании NEFT Research рентабельность экспорта угля из РФ даже при предоставлении обсуждаемых в российском правительстве мер поддержки не выйдет в плюс. Об этом сообщает газета Коммерсантъ со ссылкой на презентацию NEFT Research «Анализ экономики экспорта российского угля». По расчетам NEFT Research:
- отмена экспортной пошлины и скидки к тарифам РЖД только снизят среднюю убыточность поставок, которая сейчас оценивается в 4,5 тыс. руб./т в зависимости от направления и вида;
- выправить ситуацию может, например, развитие экспорта через южные и северо-западные порты;
- отмена экспортной пошлины позволит улучшить экономику на 340-650 руб.;
- возврат понижающих коэффициентов и дополнительная скидка к тарифу РЖД - еще на 240-720 руб.;
- наибольший эффект может оказать сокращение ставок аренды полувагонов или субсидия из бюджета - от 434 руб. до 3,7 тыс. руб./т.
В качестве основных направлений поддержки рассматриваются юг и северо-запад из-за загруженности Восточного полигона. Основной причиной сокращения доходности поставок является падение мировых цен. На этом фоне повысилась фискальная нагрузка, нагрузка со стороны РЖД и логистических компаний.
Убыток до налогообложения оценивается в 34 млрд руб. против 783 млрд руб. и 357 млрд руб. прибыли в 2022 и 2023 гг. Доля прибыльных компаний за 8 месяцев 2024 г. упала до 48% против 60,7% в 2023 г., доля убыточных - повысилась с 39,9% до 52%.
28 октября 2024 г.По подсчетам АЦ ТЭК угольная отрасль на фоне падения цен стоит на грани банкротства.
Отмечалось, что Минэнерго России предлагает ввести следующие антикризисные меры в отрасли:
- продлить на 2025 г. соглашения по вывозу угля на экспорт из Кемеровской области, Хакасии, Бурятии, Тувы, Якутии и Иркутской области;
- заключить аналогичное соглашение для вывоза угля из Новосибирской области в порты северо-запада и юга в объеме 20 млн т;
- возобновить действие понижающих коэффициентов в тарифе РЖД для экспорта угля и предоставить скидку в 12,8% в направлении портов северо-запада и юга;
- обеспечить индексацию железнодорожного тарифа на 2025 г. для угля на уровне инфляция минус 0,1%;
- отменить курсовые экспортные пошлины после начала действия повышающих коэффициентов к НДПИ в 2025 г. и добиться переговоров с Китаем об отмене импортной пошлины для угля из России.
В начале 2025 г. начнет действовать повышенный в зависимости от цен на уголь НДПИ. Продление соглашений о вывозе угля с регионами поддерживают в Минэнерго РФ и Минтрансе РФ, однако против выступает РЖД.
По материалам: ИА Neftegaz.RU