Page 86 - Академии горных наук 30 лет
P. 86
АЛЬМАНАХ
АКАДЕМИИ ГОРНЫХ НАУК — 30 ЛЕТ
а) б)
Принципиальная схема комбинированного вскрытия карьера (а); то же в 3D (б):
1 – рудное тело; 2 – перегрузочный пункт; 3 – тоннельные автосъезды; 4 – квершлаг; 5 – граница зоны действия открытых
горных работ (поверхность скольжения); H – конечная глубина карьера при традиционной схеме вскрытия с использова-
1
нием автосамосвалов с колёсной формулой 4х2, м; H – конечная глубина карьера при переходе на вскрытие крутона-
2
клонными съездами и использовании полноприводных автосамосвалов, м; H – конечная глубина карьера при переходе
3
на тоннельное вскрытие, м; H – глубина перехода на вскрытие крутонаклонными автосъездами, м; H – глубина пере-
П2
П1
хода на тоннельное вскрытие, м; H Н.Б.1 – высота нерабочего борта карьера при переходе на вскрытие крутонаклонными
съездами, м; H Н.Б.2 – высота нерабочего борта карьера при переходе на тоннельное вскрытие, м; γ – угол откоса нерабо-
1
чего борта карьера при традиционной схеме вскрытия, град; γ – угол откоса нерабочего борта карьера при вскрытии
2
крутонаклонными съездами, град; γ – угол откоса нерабочего борта карьера при тоннельном вскрытии, град; φ – угол
3
откоса рабочего борта, град
Продолжено развитие
комбинированных геотехнологий
В настоящее время требует решения проблема доработки закон-
турных запасов руды ряда алмазорудных месторождений, зале-
гающих ниже предельных границ карьеров, где добывать тради-
ционным открытым способом уже невозможно, а строить рудник
экономически нецелесообразно.
Тоннельное вскрытие обеспечивает снижение гидродинамиче-
ского давления грунтовых вод на борт карьера, что также будет
способствовать увеличению угла откоса нерабочего борта. Нали-
чие тоннелей дает возможность размещать в пределах массива ап-
паратуру наблюдения за его состоянием. Кроме того, из тоннелей
может быть установлено анкерное крепление, предотвращающее
обрушение прибортового массива карьера.
84